Общественное обсуждение будущего зеленых насаждений в городе (часть 3)

Перед Вами третья часть исследования мнения жителей Херсона и Новой Каховки о том, что и как необходимо улучшить, чтобы наши парки, скверы и зеленые насаждения развивались,  улучшались и все были бы довольны.



3. Пути улучшения состояния парков и скверов

3.1. Краткая информация

Участники исследования продемонстрировали уверенность, что ситуацию с зеленными насаждениями можно исправить, если представители власти и общественности смогут вместе подойти к решению данной проблемы. Только совместными усилиями, через общественные слушания, просветительскую работу, информационную кампанию, постоянную воспитательную работу в школах, с участием трудовых коллективах и развитии экологических объединений.
Очень важной составляющей является общественный контроль, принципиальность местной власти, развитие муниципальной милиции, усиление штрафных санкций, передача парков в частные руки или распределение между предприятиями города. Далее о проблемах:

3.2. Обязать предприятия высаживать и ухаживать за деревьями

- «По поводу Таврического микрорайона – надо обязывать предприятия огромные (Оскар и другие), которые могут позволить себе, чтобы они содержали парки. Потому как застроится поле и с другой стороны и там просто невозможно будет дышать».

- «У нас только есть один выход – любой сквер, любой парк закрепить за организациями, ввести контроль. За школой».
– «предлагает не за школой, а за барами, ресторанами. А то что, школа всегда сделает, а вот потом придут те, кто сидела в барах и ресторанах и все уничтожит. А вот если бы директор ресторана платил штраф за таких посетителей.»
- «Речь идет не о том, что за клиента, а следить за определенной территорией».

«Если они строят, то они должны посадить столько же деревьев в другом месте и за ними ухаживать. Это должно быть решение исполкома. Они должны ухаживать».
В Донецке правило – вырубили одно дерево, посадили три.

3.3. Контролировать состояние деревьев

-  «При разработке и утверждения строительства – есть пункт о компенсационных насаждениях. Определяется количество и возраст посаженных деревьев. Но ни власть, ни общественность этого не контролирует. Вот «Билла» построила супермаркет и вырубила рощицу – десятилетние деревья определенных пород, но не посадили».

3.4. Общественный контроль

«Следить должен быть общественный контроль».

«Да, ведь раньше же были общественные организации, ДНД назывались. Следили за общественным порядком, парки были закреплены за предприятиями. А теперь – кучи мусора, особенно после праздников».

«А общественность должна контролировать реализацию двух вещей – работу хозяев парков и муниципальной милиции. Как? Элементарно. Потому, как если есть частный парк, то есть все прописанные нормы. Можно слушания провести: насколько это соответствует тому, как заявлено. Без контроля, естественно, ничего не будет.

«При разработке и утверждения строительства – есть пункт о компенсационных насаждениях. Определяеся количество и возраст посаженных деревьев. Но ни власть, ни общественность этого не контролирует. Вот «Билла» построила супермаркет и вырубила рощицу – десятилетние деревья определенных пород, но не посадили.
Мало того, я как Сиганевич говорит, что те должны сделать компенсационные посадки – они повтыкают деревья. Комиссия приняла, но проходит сезон, а деревья высохли, потому что за ними надо ухаживать, поливать. Не только Сиганевич, но и другие делают. Поэтому нужен контроль.

– «У нас хорошая организация – раздают зеленые насаждения. Надо бы проконтролировать – принялись ли».

3.5. Введение штрафов и других санкций и запретов

– «Мы говорим про власть, что она должна. Но мы же эту власть выбирали. Вот сейчас грядут выборы мэра и снова будем выбирать ту же власть. Поэтому мы должны менять сознание общественности, людей и детей, воспитывать детей и показывать что нужно делать с зелеными насаждениями.  Вот были на Западе – огромные штрафы. Вот если бы у нас огромные штрафы за каждое вырубанное дерево, кусток, цветок – чтобы за них штраф. На западе же сами жители смотрят друг за другом. И там у них есть анонимная служба, которой позвонили и наказали, не так-как у нас – я позвонил, а на следующий день мне повыбивали стекла.
И тогда, когда у нас будет общественность, тогда у нас будет и власть. И если мы будем послушны, то и власть будет послушна. Чтобы не так, а им можно, значит и нам можно. Больший вред приносим мы, и алкоголики, и дети невоспитанные – мы приносим вреда.  Безразличие»

- «В 1913 году были выработаны штрафы за вырубку деревьев. Штраф – 1 рубль, когда ведро водки стоило 7 копеек. В любом случае, царь или не царь, но местное самоуправление должны само решать, как все должны отвечать по закону. В одной школе мы не научим, если наши родители будут вырубать».

- «и по поводу штрафов наши граждане боятся нарушать правила. Они говорят: И это ударит по моему карману. Так вот, если бы и у нас это било по карману, то и у нас родители воспитывали своих детей в том, что им нельзя было делать. И тогда бы ухаживали за деревьями и воспитывали бы детей. А то – мы же сами гадим, сами ломаем и что же мы хотим от наших детей. В Антоновку после майских праздников поехать невозможно. Горы мусора. Если вы оставляете этот мусор, то что вы хотите от своих детей. Если бы их штрафовали бы отдыхающих, то те бы не бросали бы ничего. Я вот всегда заставляю своих детей бумажку выбрасывать в мусор. При всех заставляю мусор поднимать и выбрасывать. Он спрашивает: почему же ты выбрасываешь, а все этого не делают».

-  «За то что люди гадят, их надо штрафовать. Когда будет бить по карману – меньше будет ссорить».
«Максимально высокое наказание за то, чтобы гадить. НО тут очень большой соблазн для правоохранителей – брать взятки».

- «Я хочу жить здесь и сейчас. «наши водители уже за два года останавливаются на красный свет. Еще через два года будут пропускать пешеходов, через пять – научатся ездить». Колоссальные штрафы. И работа»

- «Среди нас разделилось два мнения: закон и наказать и муниципальная власть, другие говорят, а что делать с нашей ментальностью, что делать на уровне семьи. Приведу пример. После пятнадцати лет флота я осел в селе Никольском, преподавал историю. В Сингапуре за одну сигарету нашего матроса оштрафовали на такую сумму, что ему валюты месячной не хватило – этого ему хватило  на всю жизнь и он другим закажет».
«Ментальность – это сложный процесс, мы порушили его в 1917 году. Создавая пролетарскую культуру и мышление в том числе. И на сегодня мы имеем факт. Я говорю о себе. Река впадает в Днепр, все отходы сбрасывают – сейчас там нет рыбы. Почему три тысячи жителей. Почему каждый не пройдет с граблями по откосу, где поколениями сбрасывали мусор. Я прошел с граблями – полдеревни сбежалось посмотреть, как историк. Мой участок, мой дом – он мой, и газон я стригу регулярно, и деревья сажу сам. Если бы у нас был закон, как в Бельгии – каждый магазинчик имеет свою территорию и моет ее с утра с мылом и выставляет вазончики с цветами, то и квждый бы учащийся сказал бы – здесь сорить и гадить нельзя».

«В Белоруси – в не помню каком приграничном городе миллион двести тысяч населения - два ночных магазина, где пиво можно купить до десяти вечера, крепкий алкоголь – до семи вечера. Если подростка останавливают с бутылкой пива или от него пахнет алкоголем, то полгода хождения в наркодиспансер и родители штрафуются на один миллион белорусских рублей. Если по данным медобследования он употреблял крепкий алкоголь – хождение к наркологу до трех лет и штраф для родителей возрастает многократно. Это первое. У нас когда ввели ужесточение штрафов за непропускание пешеходов. Все стали ласковые. Почему в Херсоне не действует? Просто потому, что не довели»

– «комендантское время надо сделать»

3.6. Разработка концепции развития и управления парками


Восстановление единого центра управления парками
– «Почему нам не вернутся к зеленому хозяйству. У нас было шикарное зеленое хозяйство. Это предприятие отвечало за все – все насаждения, парки, цветы. Почему бы за ними не закрепить, а уже остальные должные вести с ними диалог»

Вопрос реформы и приватизация парков – поле для дискуссии
«Все уже сказано, кроме одного – у каждого сквера и парка должен быть хозяин. Человек или учреждение, который бы отвечал бы за все это».

«И парки и зеленхозы – должны быть частными. Есть хозяин все есть. Надо просто создать систему контроля.
Это Ваш ответ на то, что если есть плохой хозяин, то надо создать эффективную систему контроля?»

- «При чем здесь хозяин – есть служба, которая обязана все это контролиртовать»
- «я как горожанин не хочу бегать в горисполком и требовать порядка. Я хочу немедленно, чтобы устранили недостаток. Проще обратиться к хозяину, дал по голове и сказал – у тебя здесь паршиво».

Задействовать людей разными формами (чувство общности)
- «Треть города разделяет линия передач. Там ничего нельзя строить и нельзя ничего садить. Если деревья выше пяти метров – вырезают. Это нормально, но не нормально, что там проходит эта линия передач. Даже чахлому парку там не дают расти. Но как-то они попытались вырезать чахлые сосенки, но люди им просто не дали.  И потом у них уже просто рука не поднималась. Но акации чуть подрезают. Хоть немножко нижний покров оставляют. Вот если бы решить эту проблему – было бы хорошо. Но парков и скверов в городе хватает, правда если бы на Соколе прибавить – было хорошо. Там все таки больше пустырей. В свое время его экстенисивным методом застраивая, но обустраивая, не слишком заботясь, что там будет. Поэтому сейчас не помешало был детских площадок»

3.7. Экологическое воспитание, вовлечение в зеленую жизнь города общественности

- Эмоциональная связь
«Был учеником двадцатой школе – высаживали деревья на набережной. Я прихожу сегодня и говорю – это мое дерево, а это дерево Анатолия, а это – Саши. Они существуют сегодня, а что можно сказать про парк Силенкова через тридцать лет. Вряд ли он там найдет свое дерево».

- «Мне нравится областной лицей – у них шикарная роща мы ездили в их парк. Там посажены новые деревца. Дети за ними ухаживают. Природоохранная зона, которая позволяет сохранить»
- «Думаю, что здесь не только формально то, что это природоохрання зона, а и то, что говорил А. П. – личная связь с деревьями. Вот мое дерево, это я его посадил».

- «Зеленые зоны как форма местного патриотизма. Дело чести и гордости горожанина»


Экологическое воспитание
- «Если закреплять зоны за школой. Наша школа делала в Комсомольском парке. Мы ходили на маевки, ухаживали. И были те, кто делал с удовольствием, а были те, кто делал из-под палки. И то, что делается из-под палки воспитание со знаком минус, мы достигали обратное эффекта. Неприятие ухода за деревьями, неприятное отношение к этому месту. Не знаю, все ли стоит складывать на школу».

- «Нравится, что у нас в парке деревья разные. Фалдзинский занимался этим целенаправленно, привозил разные породы деревьев. Если бы еще хотя бы детям об этом в школе рассказывали, чтобы они понимали суть этого»

- «80% - самого человека – это его семья. Если моим родителям безразлично, какая будет власть, как в области, так и в стране, как это власть придерживается закона. Они могут даже не говорить. По поступкам буду судить. Если мой дядя пойдет ломать лавочку в парке, то и я буду это делать. Нам надо ломать эти стереотипы. И вопросы воспитания, культуры, и участия в зеленой жизни города, и общественной. И общественные организации, и библиотеки, и СМИ – это хорошо. Но если в семье ребенка читают, этот ребенок будет читать. Если не читают – то на осине не вырастут апельсины. Если мне плевать на власть, то и ему».

3.8. Активизация общественных организаций

Общественные экологические объединения
- «Не только на школы, на предприятия. В Голой Пристане создали зону объединения экологическое – сразу пять человек, потом двадцать, потом класс, потом школу. И все три школы взяли все под контроль».

- «В Голой Пристане другой мэр. И разговор отдельно. Там нормальный мэр. Поэтому о ней говорить не надо»

- «Я не согласна. Не знаю, что может быть ближе нашему менталитету, может быть и наказание. Но, я ездила на Алтай. Первое, что меня сразило, это лесопарк в черте города. Там все первоцветы, которые у нас сорвали двадцать лет, там ничего не трогали. У них просто отношение, без всяких штрафов, что человекэто часть природы. Вот это отношение у нас должно воспитываться.  И для этого я предлагаю на телевидение цикл передач, возрождать в школе организации любителей природы, юннатов, надо возрождать – ты часть природы, если человек осознает себя частью природы, то он не гадит, не мусорит, под забор не бросит мусор. На Таврическом поле все поле загажено».

- «Кроме СМИ, которые могут поддержать школьников, надо, чтобы общественные организации проводили какие-то конкурсы среди детей проводили. На лучшую школу, лучшую организацию Чтобы дети видели, что они нужны. Если они видят, то и польза будет, а если их заставлять, то проку будет мало. А дети готовы, они откликаются, несмотря на то что у нас бытует мнение, что дети невоспитанны»

Санитарные дружины
- «Еще была такая форма – санитарная дружина, обязаловка, но тоже. Замечания делали, протоколы составляли, штрафы мифические выписывали».

«Кто портит лавочки? Подростки – общественные организации должны ходить и внушать».

3.9. Общественные слушания

- «У нас есть устав города. Надо внести в него такой обязательный пункт, который бы потом выполнялся».
- «С помощью общественных слушаний надо заставить власть выполнять все требуемые пункты. Там расписано что делать, что садить»

- «сегодня мы можем идти одним путем – общественные слушания».

- «развить сеть общественных слушаний по защите зеленых насаждений. На них – закрепить все парки, скверы и создать общественный контроль»

Проблема общественных слушаний

«Общественные слушания идут регулярно, но проходят в таком ключе: приходят работники коммунальных предприятий, кто непосредственно проводит слушания и им говорят – это ж вам зарплату будут добавлять. Как сама идея – она хороша, но эту идею настолько перепортили».
«Нет общественных слушаний. Придут три человека, порешали этот вопрос и нас ставят просто перед фактом. Вчера не было палатки, сегодня палатка, а завтра – вколотили уже сваи на месте якобы палатки и строят какой-то кабак».

3.10. Обращаться за помощью к людям

«Но почему мы возлагаем все на детей. Строим пошли в парк, деревья покрасили. А мы – взрослые? Надо чтобы был человек, который бы за это отвечал. Чтобы как раньше – рыбный день – чистый четверг – и всем коллективам убрали территорию около своего предприятия».

«Вот мы поехали на природу. От нас осталась гора мусора – мы все это собрали в пластиковые мешки и вывезли. Но все ведь так делают. Вот мы приехали на пикник – валяются пластиковые бутылки
Если в лесу на Соколе горы мусора – это виноваты люди или коммунальные службы?
- Отдыхающие.
Коммунальные службы – коммунальными службами. Это их задача в городе убирать, Но если утром вышел человек из службы работник, все вымел, убрал по максимуму»..

Деревья раздать людям
«Все зеленые насаждения которые есть передать в собственность граждан»

Сами работать
Хорошие времена, когда сами жильцы в определенный день сами участвовали в благоустройстве, садили бы деревья.

3.11. Проведение субботников


- «Первое – линия электропередач, посадить парковые кусты высокие или низкорослые деревья, которые бы украсили эту территорию
Второе – по своему опыту знаю  когда-то на Соколе давным давно был праздник. Некоторые его называли субботник, но это не был субботник. Он назывался «Мир дому твоему». Его организовывали ЖЭКи, заранее готовили краску, металл, все заранее готовили. Проводилось раз в год, весной. В этот день выходили взрослые, детвора, выходили ЖЭКовцы и под руководством ЖЭКа садились деревья, красились заборы, облагораживалась терртория, ведено в ранг праздника. И потом проводилось для детей соревнования «Мама, папа, все моя семья», какие-то мультики показывались, это строились даже сцены. Это было на уровне праздника.
Это было в восемдесятые годы, еще до перестройки
Нет, перестройка уже шла
Нет, было еще до перестройки
Старые советские годы
На стадионах, на наших полях еще постоянно играли дворовые команды. Прыгали, бегали, в шахматы играли, местные дворовые коллективы выступали. Этот праздник всегда собирал детвору. Мы столько я помню деревьев сажали в этот момент. До сих пор помню».
- «надо проводить чистые четверги».


«Итак, мы говорим про общественные слушания, общественный контроль, контроль муниципальной милиции, но за ней также необходим контроль общественности, а все парки либо отдать в частные руки, либо закрепить за предприятиями. Хозяева или ответственные

3.12. Модернизация работы коммунальных служб

«Тут же надо модернизировать коммунальные службы. Токио вечером – самый грязный город мира, утром – самый чистый.
Поэтому при наказании – надо модернизировать коммунальные службы».
-  «не надо далеко ходить. В нашем ЖЭКе должники могли работать дворниками в счет погашения долга. У нас был самый чистый дворник».

«Коммунальные службы. У нас ОСББ – у нас двор чистый и зеленый. Нас обязывают провести субботник, посадить и покрасить деревья. Почему коммунальные дома не обязывают? В своем дворе – почему коммунальные службы не работают – их что, не наказывают?»

- «Институт дворников уничтожили – уничтожили. Я помню послевоенную Одессу – до восьми утра ее улицы мыли. А теперь – дворник считает за возможность прийти на работу по законодательству – с восьми часов. Про сознание? Еще поэт говорил: «на месте кабака – не строят храм, .. умрем, то нам по росту выроют могилу, а памятник поставят по делам». Сначала замерзают трубы, а потом – все остальное».
«Фестиваль «Крок у майбутне» - музыкант из Эстонии приехал. Не мог выкинуть мусор – ехал в дороге, не мог выкинуть мусор (салфетки) – искал мусорник. А у нас набержная парка Славы – и там нет урн – только одна где-то стоит. Вот и воспитание, а урн нет».

3.13. Социальные поощрения

«Итак, первое, ужесточение штрафов, второе – заставить работать коммунальщиков. Третье – просвещение Вы говорили, нет? – нет, третье, это поощрение тех, кто что-то делает, минимальные денежные поощрения или через СМИ».

« У нас не работают система социальных поощрений и гарантий. (Приводит пример Швеции и больших штрафов даже пассажирам, если водитель нарушает) Система кнута и пряника, когда нас будут так воспитывать, но для этого необходимо правовое государство».
«На страхе нельзя строить нормальное общество. Должны учить людей на позитиве. Поощрение – лучше, чем наказание. Педагоги – это классика жанра. Наказание – это путь в никуда».

3.14. Развивать туристические маршруты и тогда власть не будет позориться

«Помните, как к нам швартуются по два корабля. Это же все в парке стояли. И идут с экскурсией. Была туристическая программа. Посещение парка, ГЭС и «Таврии». А это деньги. Тогда власти, чтобы не позориться – убирали. Лестницу, вода с фонтанчиками. И туалет там работал.
Беседочка разваливается, хотя можно было бы легко восстановить. ДК сгорел – был памятник соцреализма, а теперь неоукраинского».



Смотра также:


1. Место зеленых зон в жизни горожанина
2. Нынешнее состояние. Оценка количества и качества зеленых зон


материал подготовлен Дементием Белым

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Берислав: зустріч з владою. «Громадське коло навколо Бериславської громади: стань архітектором відновлення».

Підсумкова діалогова Платформа в Бериславській громаді: надбання та перспективи